Священномученик Алексий Никольский (дополнительные сведения)


Священномученик  Алексий Никольский
 (1877-1938)

Верующая душа, жаждущая спасения и вечной жизни со Христом в Царстве Небесном. готова претерпеть все испытания за веру и принести Богу обильный плод. (Плод иной во сто крат, иной  в   шестьдесят, а иной в тридцать (Мф.13,23). Русская Православная Церковь в 20 веке принесла обильный духовный плод - неисчислимый сонм новомучеников и исповедников, кровью своей засвидетельствовавших истинность и спасительность православной веры. Безбожная власть сделала всё возможное, чтобы мир никогда не узнал о новых мучениках и исповедниках. Свой мученический подвиг святые совершили не перед толпами народа, а за толстыми тюремными стенами и высокими лагерными заборами, свидетели их жизни уже ушли в мир иной. В основу жизнеописания священномученика Алексия легли материалы Московской епархии, воспоминания Надежды Ивановны Якушевой ("Московский журнал" 1998г. №8) и материалы личного архива краеведа г. Железнодорожного Евгения Ильича Тихомирова (- 2016г.). Надежда Ивановна Якушева, в девичестве Куприянова, лично знала протоиерея Алексия Никольского в те годы, когда он служил настоятелем Троицкого храма в селе Троицкое - Кайнарджи. Дед Надежды Ивановны, Сергей Григорьевич Куприянов, был одним из владельцев Кучинских кирпичных заводов. Куприяновы жили в Кучино на даче и регулярно бывая в Троицкой церкви подружились с её настоятелем отцом Алексеем. (Примечательно, что указ о его назначении в храм в 1904 году был подписан другим будущим новомучеником - митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским).

Родился Алексей Иванович Никольский 10 февраля в 1877 году в селе Генино Серпуховского уезда в семье священника. По окончании курса в Спасо-Вифанской духовной семинарии он в 1898 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия. С группой выпускников академии ему посчастливилось совершить поездку на Святую землю. По возвращении он был назначен на должность помощника ректора Тверской духовной семинарии.

Женился в 1904 году  на  Анне Николаевне  Копьевой (-1959г.), младшей дочери настоятеля храма  Преображения Господня в Наливках - протоиерея Николая Копьева (храм в Спасоналивковском переулке был снесён в 1929 г.)
Прот. Николай Копьев участвовал в работе Палестинского общества, похоронен на Калитниковском кладбище.


По его просьбе назначен в Троицкий храм, где прослужил с 1904 года по 1930 год. Четверть века жизни священномученика Алексия были связаны с Троицким храмом.

 Отец Алексей был хорошим проповедником, в своих проповедях и беседах он знакомил прихожан с историей Церкви, объяснял смысл богослужения. С 1907 года он преподавал Закон Божий в Кожуховском земском училище, недалеко от Троицкого. Жители Троицкого - Кайнарджи и окрестных сёл его любили и уважали.    

Сохранилась фотография на фоне Воскресенского храма. Вероятно фото времён служения отца Алексея.
У него были, по воспоминаниям Надежды Ивановны Якушевой, "глубокие проницательные глаза, окружённые смеющимися лучиками - морщинками", облик его был "возвышенно-простой и невозмутимо-спокойный". Таким он оставался в годину революционного лихолетия. Службы отец Алексий вёл с прежним усердием; всенощные бдения служились по древнему чину, с перерывами для отдыха и раздачи хлеба для подкрепления сил молящихся - в таком подкреплении нуждалось всё больше прихожан. Но вскоре власти отобрали и корову, и огород: в сохранившихся архивных списках служителей культа, лишённых избирательных прав за 1925 год, читаем:" Никольский Алексей Иванович.

Место жительства: село Троицкое - Кайнарджи Московского уезда, ст. Салтыковка Московско-Нижегородской Ж.Д. Социальное положение: Духовного звания, был учителем, потом священником. Общественное и служебное положение за время до 1914 г.: По назначению и выборам ни в каких должностях не состоял, равно не был под судом и следствием. Принадлежность к тому или иному сословию до революции: к духовному сословию. Ни в каких политических партиях не состоял. Имущественное положение: Кроме домашнего и хозяйственного инвентаря, ни каких владений не имеет.

Фотография церковного хора храма Святой Троицы Кайнарджи

На обороте этой фотографии читаем запись : " В середине хора слева отец Алексий Никольский, справа -  отец Фёдор Преферансов, тесть отца Сергия Холина. В верхнем ряду над отцом Алексием в белой рубашке мой папа Давыдов Александр Федорович 1897 года рождения, необыкновенный тенор. В нижнем ряду справа налево, четвёртая - моя мама 1903 года рождения - сопрано. При храме была физгармония на которой она и акомпонировала в то время будучи не- замужем. Чиканова Александра Ильинична 1903г. рождения. В верхнем ряду первый слева -  попечитель хора. Приблизительно 1919-1920гг.  Раба Божия Зинаида, 11.2004год.

 При церкви отец Алексий организовал хороший хор, который был известен во всей округе. Подтверждением этого является сообщение в московских церковных ведомостях №34 от 23.08.1914г.: "3 августа по инициативе П.М. Миловановой при платформе Кучино в 2 часа дня состоялось торжественное патриотическое молебствие о здравии Государя Императора о даровании победы христолюбивому воинству. Из соседних сёл Троицкое-Кайнарджи, Леоново, Никольско-Архангельского, Саввино подходил народ с духовенством и с пением". Именно хор Троицкой церкви, возглавляемый священником Никольским, сопровождал эту торжественную встречу. 

Во время кампании по изъятию церковных ценностей (1921-22гг.) в Троицкий храм прибыла комиссия, состоящая в основном из молодёжи. Затребовали инвентарные книги и принялись считать, что подлежит экспроприации. Отец Алексей уговорил комиссию взять серебро по весу, и пока приезжие пили чай, а затем играли в футбол на лужайке перед храмом, посланные батюшкой доверенные люди обошли всех знакомых, и было собрано необходимое количество серебряных ложек, вилок и прочего, так была спасена церковная утварь. Вскоре  власти отобрали корову и огород у настоятеля, подаренные прихожанами. 

Из воспоминаний Н.И.Якушевой: "Накануне о.Алексей привёз из закрытой и подлежащей сносу церкви колокол и его подняли на колокольню Троицкой церкви. Один из друзей батюшки, юрист, увещевал его "не слишком громко звонить".

В 1929 году исполнилось 25 лет служения о. Алексия в Троицком храме. За год до ареста в 1930 году, был награжден митрой. С первых же дней Советской власти важнейшим методом борьбы с Церковью стал антирелигиозный террор - 25 октября по старому стилю большевики захватили власть в Петрограде, а уже 31 октября, то есть не прошло и недели, в Царском Селе был расстрелян первый из священномучеников - протоиерей Иоанн Кочуров.

Расстрелы осуществлялись даже без какого-либо конкретного предъявления вины. Очень часто священников расстреливали в числе заложников, большевики в служителях Церкви видели главных врагов, и старались нанести по ним первый удар, приговоры закрытых органов: Особого совещания, Коллегии ГПУ, ОГПУ, впоследствии пресловутых «троек НКВД» выносили в отношении священнослужителей.

Начиная с 1920-х годов, очень часто практиковалась высылка в административном порядке: без какого-либо следствия, без уголовного дела, того или иного архиерея или священника просто вызывали в местный отдел НКВД и предписывали ему в течение 24-х или 72-х часов покинуть губернию, выехав, либо в указанном направлении, либо куда угодно. Чисто в порядке административного распоряжения, без какого-либо предъявления вины, просто как «социально вредного элемента».

13 (26) окт. 1918 г. Патриарх Московский и всея Руси Тихон направил в СНК послание, в котором определил позицию Православной церкви. В послании, в частности, отмечается: "Целый год вы держите в руках своих государственную власть. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды: - наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото. Отказавшись защитить Родину от внешних врагов вы, однако, беспрерывно набираете войска. Против кого вы их ведете? Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по  жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду...".

 

Обвинив в контрреволюционной агитации в 1930г. отца Алексия приговорили к трём годам ссылки на лесоповал на реке Пинеге под Архангельском. В 1932 году его перевели в деревню Ваймуша на Обозерский лесопункт, где было сконцентрировано ссыльное духовенство. Батюшка подружился со своим напарником, священником из-под Весьегонска; поселили их в  крохотной комнатушке при домике, отведённом группе монахинь - это было великой милостью Божией, потому  что плотно закрыв окна и двери они могли спокойно совершать службы Страстной седьмицы и Пасхи. Большим утешением были иногда присылаемые из дома посылки, впрочем. до адресата доходи они далеко не всегда, так и не дождался батюшка очень нужных ему посланных из дома сапог.

В 1933 году отца Алексия освободили и он приехал в Тверскую область, где получил назначение в храм села Мало-Фоминское Весьегонского района, где занялся ремонтом церкви, закрытой из-за ареста священника. В 1938 году его вызвали в райцентр "для проверки паспорта". Больше родные его не видели. По документам Управления ФСБ Тверской области значится: "Никольский Алексей Иванович 16 февраля 1938 года арестован вторично по обвинению в контрреволюционной пропаганде. Следователь НКВД предъявил священнику обвинение в антисоветской агитации; поводом к аресту послужила короткая проповедь о. Алексия, сказанная во время отпевания в Мало-Фоминской церкви. Из показаний о. Алексия следует, что он в проповеди "выразил среди верующих своё удивление тем, что в один день приходили арестовывать сразу троих, так как раньше таких случаев было мало, и здесь призвал к покорности Божией". На обвинения о. Алексий отвечал твёрдо: "Антисоветской агитации я не вёл". Но проповедь о. Алексия была истолкована в интересах следствия. Решением Тройки УНКВД Калининской области от 6 марта 1938 года Никольский А.И. был приговорён к расстрелу. Приговор приведён в исполнение 8 марта 1938 года. По заключению Тверской областной прокуратуры от 27 июня  1989 года Никольский А.И. реабилитирован." В 1956 году семья получит документ о реабилитации отца Алексия, но в нем будет ложная дата его смерти-23 января 1943 года.

На архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года протоиерей Алексий Никольский, настоятель Троицкого храма в селе Троицкое-Кайнарджи причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских.

Книга «Собор новомучеников Балашихинских»
 Составители игумен Дамаскин (Орловский),
 протоиерей Максим Максимов
 

Икона написана старшим художником мастерской
 Ириной Кулешовой
18.02.2017

 Икона написана по заказу клириков Балашихинского благочиния,  включает девять фигур, расположенных в два ряда. В центре композиции в первом ряду - фигура святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси, слева от святителя  - священномученики Алексий Смирнов и Алексий Никольский, справа – священномученики Владимир Амбарцумов и Василий Холмогоров. Во втором ряду слева – священномученики Иоанн Державин и Александр Смирнов, справа – священномученик Феодор Ремизов и мученик Николай Гусев.

 - Священномученик Василий Холмогоров 3 / 16 января

- Священномученик Алексий Никольский 23 февраля / 8 марта

- Священномученик Алексий Смирнов 9 / 22 марта в 1935-37 гг. был настоятелем Николо-Архангельского храма с. Никольско-Архангельского;

- Мученик Николай Гусев 26 сентября / 9 октября

- Священномученик Владимир Амбарцумов 23 октября / 5 ноября

- Священномученики Александр Смирнов и Феодор Ремизов 1 /14 ноября мощи которых почивают в Казанском храме г.Реутова;

- Священномученик Иоанн Державин 2 / 15 декабря в 1904-1930 гг. был настоятелем Никольского храма с. Милет;

- Священноисповедник Роман Медведь 26 августа / 8 сентября

Реабилитация: Священномученик протоиерей Алексий Никольский.

Дата 27/06/1989, реабилитирован Тверской областной прокуратурой. По году репрессий 1938.

Канонизация: Священномученик протоиерей Алексий Никольский.

Дата 20/08/2000, канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г.

Кто представил: Тверская епархия 1 октября2017 года.

По благословению Управляющего Московской епархией Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось первое празднование памяти Собора новомучеников Балашихинских: 

На иконе новомучеников и исповедников Российских
 изображен священномученик Алексий Никольский
 (второй слева в первом ряду).



Сведения о родственниках:

У отца Алексия и матушки Анны (1886–1959) было четверо детей: старшая дочь – Елизавета (1906–1998); младшая – Елена (1914–1985) и два сына – Николай, (1917-1937), Весьегонский р-н, д. Авани.), по болезни скончался, Иван (1910-1938,39) погиб на фронте, предположительно в финскую войну. (1910-1938г. Анна Николаевна( матушка) прожила в селе Мало-Фоминское до 1943г., потом переехала в Москву к старшей дочери Елизавете, а скончалась в апр.1959г. Елизавета прожила долгую жизнь, в Москве, в Мерзляковском переулке, а в 1998г. скончалась. У младшей дочери, Елены дочь - Людмила. Краевед -Тихомиров Евгений Ильич (-2016г.), встретился случайно с Елизаветой Алексеевной и её сыном Олегом Всеволодовичем (на 2018 год живёт в Москве) на реке Каме, на теплоходе. Она много рассказала о своём отце. В 1956 году  родственники получили документ о реабилитации, где указана дата смерти Алексея Ивановича 23.01.1943г. 

 Матушка Анна и ее дочери Елизавета и Елена похоронены на Калитниковском  кладбище г. Москвы. В 1956 году родственники получили документ о реабилитации, где указана дата смерти Алексея Ивановича 23.01.1943г., тогда и решили  неизвестное место смерти обозначить на этом  кладбище, где жили неподалеку, в Мерзляковском переулке.

 Матушка Анна Николаевна  проживала в селе МалоФоминское до 1943г., потом переехала в Москву к старшей дочери Елизавете, а скончалась в апр.1959г. Елизавета жила  в Москве, в Мерзляковском переулке, а в 1998 году  скончалась. Похоронена на Калитниковском кладбище г.Москвы. У ее единственного сына, Олега Всеволодовича Никольского (1938- ) дочь, Юля. У Юли (1975- ). Сын Руслан( 2003-) и дочь Анита (2007-). Фамилия у Юли  Олеговны - Никольская. У младшей дочери, Елены, тоже единственная дочь, Добрякова Людмила Борисовна (1945- ). У Людмилы трое детей: Сергей (1968-  ),Екатерина (1972- ),Надежда (1983- ). Все живут в Москве.

Чтобы уточнить дату смерти отца Алексия Евгений Ильич Тихомиров, краевед, сделал запрос в федеральную службу безопасности России 28.12.2000г.

 

Управление по Тверской области за №1021 прислало на его имя ответ:" Ваше заявление в Управление ФСБ по Тверской области внимательно рассмотрено. Никольский Алексий Иванович 1877 года рождения, уроженец Серпуховского района, Московской области, родился в семье служителя культа, в 1902 году окончил духовную академию, проживал в дер.  Мало-Фоминское Весьегонского района Калининской области, священник местной церкви. В 1930 году судим по ст. 58-10УК РСФСР, приговорён к 3-м годам лишения свободы, срок отбыл.

16 февраля 1938 года вторично арестован по обвинению в контреволюционной  пропаганде. Решением Тройки УНКВД Калининской области от 6 марта 1938 года Никольский А.И. был приговорён к расстрелу. Приговор приведён в исполнение 8 марта 1938 года. По заключению Тверской областной прокуратуры от 27 июня1989 года Никольский А.И. реабилитирован. Начальник подразделения, подпись - Басаев В.А."

 8 марта 2003 года в день памяти отца Алексия в храме Живоначальной Троицы был отслужен молебен и освящена икона, написанная иконописцем Михаилом Дорожкиным в честь священномученика Алексия Никольского, после чего икона была помещена в киот. В 2013 году настоятель протоиерей Алексий  (Михаленя) киот позолотил и переставил  от левой предалтарной части храма,  слева при входе в храм». Ежегодно 8 марта в храме совершается божественная литургия с крестным ходом в память о священномученике Алексии Никольском в день его смерти, празднования Балашихинских святых в первую субботу по Воздвижении, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских. Могила неизвестна.

Пример новомучеников, людей, живших на нашей земле, которые во время страшных испытаний, когда умножилось беззаконие и оскудела любовь, не убоялись гонений и даже самой смерти, претерпев мученическую кончину, приобрели жизнь вечную. Нельзя обольщаться спокойными временами, когда безбоязненно можно ходить в храм и воспитывать в вере детей. Сто лет назад также сияли благолепием многочисленные храмы и монастыри, даже сама власть была православная, а рухнуло все в одночасье. Сегодняшний мир обезумел в своем поиске новых ценностей, отвернувшись от веры, от Бога. У нас же есть прекрасная возможность через почитание наших новомучеников, через изучение их жизненного пути, их подвига, обратиться к жизни, наполненной смыслом, при их молитвенной поддержке устремить свои сердца к Богу.

 Святый угодниче Божий Алексие, подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на небесех венец правды, его же уготовал еси Господь всем любящым Его: тем же взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтим святую память твою.

Ты же, предстоя престолу Божию, приими моления наша и ко всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков.  Аминь. 

" Ищите без вести пропавших,
Ищите древних молодых,
Полотна дивные создавших,
В боях Россию отстоявших.

Ищите их, ищите их!

 Ищите их по белу свету,

Ищите мёртвых и живых! 

И если всюду скажут:-Нету!-

Найдите их в себе самих.

...Я дни и ночи без конца ищу погибшего отца

На Колыме  и в Соловках...Не говорят где отчий прах..."


                                                                       Алексей Решетов 1988г.

 

                                                                            Составила 2022г.    Валентина Верятина