Священномученик Алексий Никольский (1877-1938) |
Верующая душа, жаждущая спасения и вечной жизни со Христом в Царстве Небесном. готова претерпеть все испытания за веру и принести Богу обильный плод. (Плод иной во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать (Мф.13,23). Русская Православная Церковь в 20 веке принесла обильный духовный плод - неисчислимый сонм новомучеников и исповедников, кровью своей засвидетельствовавших истинность и спасительность православной веры. Безбожная власть сделала всё возможное, чтобы мир никогда не узнал о новых мучениках и исповедниках. Свой мученический подвиг святые совершили не перед толпами народа, а за толстыми тюремными стенами и высокими лагерными заборами, свидетели их жизни уже ушли в мир иной. В основу жизнеописания священномученика Алексия легли материалы Московской епархии, воспоминания Надежды Ивановны Якушевой ("Московский журнал" 1998г. №8) и материалы личного архива краеведа г. Железнодорожного Евгения Ильича Тихомирова (- 2016г.). Надежда Ивановна Якушева, в девичестве Куприянова, лично знала протоиерея Алексия Никольского в те годы, когда он служил настоятелем Троицкого храма в селе Троицкое - Кайнарджи. Дед Надежды Ивановны, Сергей Григорьевич Куприянов, был одним из владельцев Кучинских кирпичных заводов. Куприяновы жили в Кучино на даче и регулярно бывая в Троицкой церкви подружились с её настоятелем отцом Алексеем. (Примечательно, что указ о его назначении в храм в 1904 году был подписан другим будущим новомучеником - митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским).
Родился Алексей Иванович Никольский 10 февраля в 1877 году в селе Генино Серпуховского уезда в семье священника. По окончании курса в Спасо-Вифанской духовной семинарии он в 1898 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия. С группой выпускников академии ему посчастливилось совершить поездку на Святую землю. По возвращении он был назначен на должность помощника ректора Тверской духовной семинарии.
По его просьбе назначен в Троицкий храм, где прослужил с 1904 года по 1930 год. Четверть века жизни священномученика Алексия были связаны с Троицким храмом.
Отец Алексей был хорошим проповедником, в своих проповедях и беседах он знакомил прихожан с историей Церкви, объяснял смысл богослужения. С 1907 года он преподавал Закон Божий в Кожуховском земском училище, недалеко от Троицкого. Жители Троицкого - Кайнарджи и окрестных сёл его любили и уважали.
Место жительства: село Троицкое - Кайнарджи Московского уезда, ст. Салтыковка Московско-Нижегородской Ж.Д. Социальное положение: Духовного звания, был учителем, потом священником. Общественное и служебное положение за время до 1914 г.: По назначению и выборам ни в каких должностях не состоял, равно не был под судом и следствием. Принадлежность к тому или иному сословию до революции: к духовному сословию. Ни в каких политических партиях не состоял. Имущественное положение: Кроме домашнего и хозяйственного инвентаря, ни каких владений не имеет.
Фотография церковного хора храма Святой Троицы Кайнарджи |
На обороте этой фотографии читаем запись : " В середине хора слева отец Алексий Никольский, справа - отец Фёдор Преферансов, тесть отца Сергия Холина. В верхнем ряду над отцом Алексием в белой рубашке мой папа Давыдов Александр Федорович 1897 года рождения, необыкновенный тенор. В нижнем ряду справа налево, четвёртая - моя мама 1903 года рождения - сопрано. При храме была физгармония на которой она и акомпонировала в то время будучи не- замужем. Чиканова Александра Ильинична 1903г. рождения. В верхнем ряду первый слева - попечитель хора. Приблизительно 1919-1920гг. Раба Божия Зинаида, 11.2004год.
При церкви отец Алексий организовал хороший хор, который был известен во всей округе. Подтверждением этого является сообщение в московских церковных ведомостях №34 от 23.08.1914г.: "3 августа по инициативе П.М. Миловановой при платформе Кучино в 2 часа дня состоялось торжественное патриотическое молебствие о здравии Государя Императора о даровании победы христолюбивому воинству. Из соседних сёл Троицкое-Кайнарджи, Леоново, Никольско-Архангельского, Саввино подходил народ с духовенством и с пением". Именно хор Троицкой церкви, возглавляемый священником Никольским, сопровождал эту торжественную встречу.
Во время кампании по изъятию церковных ценностей (1921-22гг.) в Троицкий храм прибыла комиссия, состоящая в основном из молодёжи. Затребовали инвентарные книги и принялись считать, что подлежит экспроприации. Отец Алексей уговорил комиссию взять серебро по весу, и пока приезжие пили чай, а затем играли в футбол на лужайке перед храмом, посланные батюшкой доверенные люди обошли всех знакомых, и было собрано необходимое количество серебряных ложек, вилок и прочего, так была спасена церковная утварь. Вскоре власти отобрали корову и огород у настоятеля, подаренные прихожанами.
Из воспоминаний Н.И.Якушевой: "Накануне о.Алексей привёз из закрытой и подлежащей сносу церкви колокол и его подняли на колокольню Троицкой церкви. Один из друзей батюшки, юрист, увещевал его "не слишком громко звонить".
В 1929 году исполнилось 25 лет служения о. Алексия в Троицком храме. За год до ареста в 1930 году, был награжден митрой. С первых же дней Советской власти важнейшим методом борьбы с Церковью стал антирелигиозный террор - 25 октября по старому стилю большевики захватили власть в Петрограде, а уже 31 октября, то есть не прошло и недели, в Царском Селе был расстрелян первый из священномучеников - протоиерей Иоанн Кочуров.
Расстрелы
осуществлялись даже без какого-либо конкретного предъявления вины. Очень часто
священников расстреливали в числе заложников, большевики в служителях Церкви
видели главных врагов, и старались нанести по ним первый удар, приговоры
закрытых органов: Особого совещания, Коллегии ГПУ, ОГПУ, впоследствии
пресловутых «троек НКВД» выносили в отношении священнослужителей.
Начиная
с 1920-х годов, очень часто практиковалась высылка в административном порядке:
без какого-либо следствия, без уголовного дела, того или иного архиерея или
священника просто вызывали в местный отдел НКВД и предписывали ему в течение
24-х или 72-х часов покинуть губернию, выехав, либо в указанном направлении,
либо куда угодно. Чисто в порядке административного распоряжения, без какого-либо
предъявления вины, просто как «социально вредного элемента».
13 (26) окт. 1918 г. Патриарх Московский и всея Руси Тихон направил в СНК послание, в котором определил позицию Православной церкви. В послании, в частности, отмечается: "Целый год вы держите в руках своих государственную власть. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды: - наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото. Отказавшись защитить Родину от внешних врагов вы, однако, беспрерывно набираете войска. Против кого вы их ведете? Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду...".
Обвинив в контрреволюционной агитации в 1930г. отца Алексия приговорили к трём годам ссылки на лесоповал на реке Пинеге под Архангельском. В 1932 году его перевели в деревню Ваймуша на Обозерский лесопункт, где было сконцентрировано ссыльное духовенство. Батюшка подружился со своим напарником, священником из-под Весьегонска; поселили их в крохотной комнатушке при домике, отведённом группе монахинь - это было великой милостью Божией, потому что плотно закрыв окна и двери они могли спокойно совершать службы Страстной седьмицы и Пасхи. Большим утешением были иногда присылаемые из дома посылки, впрочем. до адресата доходи они далеко не всегда, так и не дождался батюшка очень нужных ему посланных из дома сапог.
В 1933 году отца
Алексия освободили и он приехал в Тверскую область, где получил назначение в
храм села Мало-Фоминское Весьегонского района, где занялся ремонтом церкви,
закрытой из-за ареста священника. В 1938 году его вызвали в райцентр "для
проверки паспорта". Больше родные его не видели. По документам Управления
ФСБ Тверской области значится: "Никольский Алексей Иванович 16 февраля 1938
года арестован вторично по обвинению в контрреволюционной пропаганде. Следователь НКВД предъявил священнику обвинение в антисоветской агитации;
поводом к аресту послужила короткая проповедь о. Алексия, сказанная во время
отпевания в Мало-Фоминской церкви. Из показаний о. Алексия следует, что он в
проповеди "выразил среди верующих своё удивление тем, что в один день приходили арестовывать сразу троих, так как раньше таких случаев было мало, и здесь призвал к
покорности Божией". На обвинения о. Алексий отвечал твёрдо: "Антисоветской
агитации я не вёл". Но проповедь о. Алексия была истолкована в интересах
следствия. Решением Тройки УНКВД Калининской области от 6 марта 1938 года
Никольский А.И. был приговорён к расстрелу. Приговор приведён в исполнение 8
марта 1938 года. По заключению Тверской областной прокуратуры от 27 июня 1989 года Никольский А.И. реабилитирован."
В 1956 году семья получит документ о реабилитации отца Алексия, но в нем будет
ложная дата его смерти-23 января 1943 года.
На архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года протоиерей Алексий Никольский, настоятель Троицкого храма в селе Троицкое-Кайнарджи причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских.
Книга «Собор новомучеников Балашихинских» Составители игумен Дамаскин (Орловский), протоиерей Максим Максимов |
Икона написана старшим художником мастерской Ириной Кулешовой 18.02.2017 |
Икона написана по заказу клириков Балашихинского благочиния, включает девять фигур,
расположенных в два ряда. В центре композиции в первом ряду - фигура
святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси, слева от
святителя - священномученики Алексий Смирнов и Алексий Никольский,
справа – священномученики Владимир Амбарцумов и Василий Холмогоров. Во втором
ряду слева – священномученики Иоанн Державин и Александр Смирнов, справа –
священномученик Феодор Ремизов и мученик Николай Гусев.
- Священномученик Василий Холмогоров 3 / 16 января
- Священномученик
Алексий Никольский 23 февраля / 8 марта
- Священномученик
Алексий Смирнов 9 / 22 марта в 1935-37 гг. был настоятелем
Николо-Архангельского храма с. Никольско-Архангельского;
- Мученик
Николай Гусев 26 сентября / 9 октября
- Священномученик
Владимир Амбарцумов 23 октября / 5 ноября
- Священномученики
Александр Смирнов и Феодор Ремизов 1 /14 ноября мощи которых почивают в
Казанском храме г.Реутова;
- Священномученик
Иоанн Державин 2 / 15 декабря в 1904-1930 гг. был настоятелем Никольского храма
с. Милет;
- Священноисповедник
Роман Медведь 26 августа / 8 сентября
Реабилитация: Священномученик протоиерей Алексий Никольский.
Дата 27/06/1989, реабилитирован Тверской областной прокуратурой. По
году репрессий 1938.
Канонизация: Священномученик протоиерей Алексий Никольский.
Дата 20/08/2000, канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г.
Кто представил: Тверская епархия 1 октября2017 года.
По благословению
Управляющего Московской епархией Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия
состоялось первое празднование памяти Собора новомучеников Балашихинских:
На иконе новомучеников и исповедников Российских изображен священномученик Алексий Никольский (второй слева в первом ряду). |
У отца Алексия и матушки Анны (1886–1959) было четверо детей: старшая дочь – Елизавета (1906–1998); младшая – Елена (1914–1985) и два сына – Николай, (1917-1937), Весьегонский р-н, д. Авани.), по болезни скончался, Иван (1910-1938,39) погиб на фронте, предположительно в финскую войну. (1910-1938г. Анна Николаевна( матушка) прожила в селе Мало-Фоминское до 1943г., потом переехала в Москву к старшей дочери Елизавете, а скончалась в апр.1959г. Елизавета прожила долгую жизнь, в Москве, в Мерзляковском переулке, а в 1998г. скончалась. У младшей дочери, Елены дочь - Людмила. Краевед -Тихомиров Евгений Ильич (-2016г.), встретился случайно с Елизаветой Алексеевной и её сыном Олегом Всеволодовичем (на 2018 год живёт в Москве) на реке Каме, на теплоходе. Она много рассказала о своём отце. В 1956 году родственники получили документ о реабилитации, где указана дата смерти Алексея Ивановича 23.01.1943г.
Чтобы уточнить дату смерти отца Алексия Евгений Ильич Тихомиров, краевед, сделал запрос в федеральную службу безопасности России 28.12.2000г.
Управление по Тверской области за №1021 прислало на его имя ответ:" Ваше заявление в Управление ФСБ по Тверской области внимательно рассмотрено. Никольский Алексий Иванович 1877 года рождения, уроженец Серпуховского района, Московской области, родился в семье служителя культа, в 1902 году окончил духовную академию, проживал в дер. Мало-Фоминское Весьегонского района Калининской области, священник местной церкви. В 1930 году судим по ст. 58-10УК РСФСР, приговорён к 3-м годам лишения свободы, срок отбыл.
16 февраля 1938 года вторично арестован по обвинению в контреволюционной пропаганде. Решением Тройки УНКВД Калининской области от 6 марта 1938 года Никольский А.И. был приговорён к расстрелу. Приговор приведён в исполнение 8 марта 1938 года. По заключению Тверской областной прокуратуры от 27 июня1989 года Никольский А.И. реабилитирован. Начальник подразделения, подпись - Басаев В.А."
8 марта 2003 года в день памяти отца Алексия в храме Живоначальной Троицы был отслужен молебен и освящена икона, написанная иконописцем Михаилом Дорожкиным в честь священномученика Алексия Никольского, после чего икона была помещена в киот. В 2013 году настоятель протоиерей Алексий (Михаленя) киот позолотил и переставил от левой предалтарной части храма, слева при входе в храм». Ежегодно 8 марта в храме совершается божественная литургия с крестным ходом в память о священномученике Алексии Никольском в день его смерти, празднования Балашихинских святых в первую субботу по Воздвижении, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских. Могила неизвестна.
Пример новомучеников, людей, живших на нашей земле, которые во время страшных испытаний, когда умножилось беззаконие и оскудела любовь, не убоялись гонений и даже самой смерти, претерпев мученическую кончину, приобрели жизнь вечную. Нельзя обольщаться спокойными временами, когда безбоязненно можно ходить в храм и воспитывать в вере детей. Сто лет назад также сияли благолепием многочисленные храмы и монастыри, даже сама власть была православная, а рухнуло все в одночасье. Сегодняшний мир обезумел в своем поиске новых ценностей, отвернувшись от веры, от Бога. У нас же есть прекрасная возможность через почитание наших новомучеников, через изучение их жизненного пути, их подвига, обратиться к жизни, наполненной смыслом, при их молитвенной поддержке устремить свои сердца к Богу.
Святый угодниче Божий Алексие, подвигом добрым подвизався на
земли, восприял еси на небесех венец правды, его же уготовал еси Господь всем
любящым Его: тем же взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем
скончании жительства твоего и чтим святую память твою.
Ищите их, ищите их!
Ищите их по белу свету,
Ищите мёртвых и живых!
И если всюду скажут:-Нету!-
Найдите
их в себе самих.
...Я
дни и ночи без конца ищу погибшего отца
На
Колыме и в Соловках...Не говорят где
отчий прах..."
Алексей Решетов 1988г.
Составила 2022г. Валентина Верятина